Почему я могу об этом говорить?
Я был владельцем франшизы 4,5 года (фотошкола «Пикча») и описал два франчайзинговых пакета для компаний («Авеню» — клининг и «SIGMA» — модельное агентство»).

Сейчас создавать франшизу очень модно.
Но если вы в это ввязались, это не на год-два. Вы должны быть готовы связать свою жизнь с этим проектом. Пример – Федор Овчинников.

И здесь есть 3 проблемы:

1. Работа в «минус»

Ваш доход с франшизы – это паушальный взнос (разовый платеж) и роялти (ежемесячный платеж).
Проблема – размер роялти не хватает, чтобы покрыть расходы управляющей компании на партнеров.
Чем больше у вас партнеров, тем больше расходов – менеджеры по сопровождению, бухгалтер, юрист, маркетолог и т.д.
Большое роялти вы не можете взять — это не выгодно партнеру, а маленького вам не хватит.
Система начнет работать при масштабе ≈100-1000 партнеров. Чтобы до этого дойти, нужно жить этим проектом и быть готовым работать в убыточной компании.

2. Нет сильного преимущества – партнеры уходят

Ответьте на вопрос – почему партнер должен работать с вами, а не с компанией-конкурентом?
Что вы дадите партнеру, кроме сайта, товарного знака, инструкций?

Частая ситуация – через полгода-год работы партнеры начинают возмущаться – почему мы платим роялти, а ничего не получаем? Потом они создают чатики, где нет вас и негодуют вместе, потом они уходят, меняют вывеску и работают сами.

У компании должно быть сильное преимущество, без которого партнер сам не сможет работать.
Например, у Додо-пиццы – информационная система, у «Авеню» – компания предоставляет заказы(!), а вам остается только оказывать услуги.

Подумайте, какое у вас может быть сильное преимущество.

И вообще, кроме преимущества, нужно выбирать сильных партнеров, которые не ноют, а работают и развивают вашу компанию вместе с вами.

3. Куча вопросов

Я считаю, что франшиза – это машина по зарабатыванию денег для партнеров.
Для этого у вас должен быть описан успешный опыт, который партнеры смогут повторить.

Партнеры будут вам задавать вопросы. Днем и ночью. Одни и те же вопросы. И чем больше партнеров, тем больше вопросов.

Часто компании по упаковке франшизы предлагают сделать дизайн, продающую презентацию, но мало кто предлагает детально описать бизнес-процессы – тот самый ваш успешный опыт.

Результат моей работы – написать инструкции настолько подробно, чтобы партнеры вам не задавали вопросов во время запуска. Дважды это получилось (с «Авеню» и «SIGMA»).

Выводы:

1. Перед тем, как создавать франшизу – посчитайте. Возможно вам выгоднее открывать представительства или работать с инвесторами (они вкладываются, вы работаете).
2. Если вы не федеральный бренд (Макдоналдс) и ваш логотип никто не знает, вам нужны сильное преимущество и описанные бизнес-процессы.